Термозвукоизол
Наш телефон
+7 (495) 767-14-07
 
Главная » ТермоЗвукоИзол — свойства и применение в конструкциях » для оптимизации времени ревербаерации и борьбы с порхающим эхом
отправить ссылку другу версия для печати  

Предпосылки

В последние годы создаётся большое количество разного рода помещений для решения задач бурно развивающейся индустрии шоу-бизнеса. Это — съёмочные павильоны, где рождаются бесконечные телесериалы и огромное количество рекламных клипов, а также студии видео и/или аудио записи. В этих целях, часто на относительно короткий период времени, арендуют большие залы, построенные в советский период совершенно для других целей (склады, плодоовощные базы и т.п.). Очевидно, что такие залы оказываются в акустическом отношении абсолютно непригодными. Поэтому основной задачей приспособления этих помещений для указанных павильонов и студий является быстрота их акустической подготовки за минимальные средства.

Кроме того, случается, что при проектировании и строительстве новых, главным образом спортивных залов, вопросам акустики не было уделено необходимого внимания. В результате эксплуатационные возможности таких залов резко снижаются, а в некоторых случаях они становятся попросту непригодными даже для нормальной эксплуатации. Акустическую подготовку таких объектов обычно требуется выполнить в кратчайшие сроки, частов действующих условиях эксплуатации.

Основными недостатками упомянутых помещений являются чрезмерная, в несколько раз превышающая нормативные значения, реверберация и флаттер (порхающее эхо).

База

Реверберация, образуемая множеством отражённых, накладывающихся один на другой или следующих один за другим звуков, удлиняет прямой звук после его прекращения, что активно препятствует его правильному восприятию.

Если предыдущий звук ещё не исчез и при этом излучается новый звук, возникает «эффект маскировки». Если реверберация велика, т.е. если отражённые звуки мало поглощаются при каждом отражении, то затухание происходит медленно и «эффект маскировки» может стать настолько значительным, что звучание станет неразборчивым. Чтобы в этих условиях сделать, например, речь понятной, нужно значительно «отодвинуть» звуки друг от друга, т.е. раздельно произносить слоги. Мешающее нормальной эксплуатации воздействие реверберации в больших залах, где стены очень мало поглощают звук, требует принятия мер для борьбы с этим явлением.

Исследуя залы, где был отмечен упомянутый серьёзный дефект, американский физик Сэбин Уалэк Клемент (1868-1919), заложивший основы архитектурной акустики, пришёл к выводу о необходимости введения важного понятия: продолжительность затухания звука, более известное как «время реверберации». Он определил время реверберации в зале, как время, необходимое для того, чтобы интенсивность звука после прекращения действия его источника уменьшилась до одной миллионной доли своей начальной величины. Это соответствует затуханию, необходимому для того, чтобы интенсивность от нормального уровня (около 60 дб) снизилось до уровня порога слышимости.

Клемент У. Сэбин теоретически и экспериментально доказал, что для создания в помещениях оптимального времени реверберации необходимо прибегать к устройству дополнительного звукопоглощения. Он определил, что время реверберации (T, сек) пропорционально объёму зала (V, м3 ), обратно пропорционально площади отражающих поверхностей (S, м2 ) и коэффициенту звукопоглощения (?). Эта закономерность известна как формула Сэбина (5):

Формула 5(5)

Часто произведение a*S называют полным поглощением А, которое измеряется в сэбинах — внесистемных единицах звукопоглощения.

Если отражающие поверхности состоят из n участков с площадями S1, S2, …, Sn, с различными коэффициентами поглощения a1, a2, …, an, тогда:

Формула 6(6)

Формулы (5) и (6) относятся к залам, в которых звуковая энергия, а также общее поглощение распределены равномерно. На практике таких условий добиться затруднительно. Реальные условия обычно гораздо сложнее. В особенности при исследовании больших залов (практически начиная с 2000 м3), для которых следует учитывать поглощение в воздухе. Поэтому использовать эти формулы, а также ряд других закономерностей (например, формулы Эйринга и Милингтона) следует с пониманием и осторожностью. Однако для приближённых расчётов формула Сэбина (5) и формула (6) вполне приемлемы и имеют большое практическое значение. Из них следует, что, изменяя звукопоглощение ограждающих поверхностей залов, можно добиться оптимизации времени реверберации, которое нормируется в зависимости от назначения помещения. Решение вопроса о выборе оптимального времени реверберации в концертных залах и музыкальных студиях зависит от исполняемых в них музыкальных произведений. Поскольку концертные залы и студии не могут предназначаться для исполнения музыки одного какого-либо стиля, решение этого вопроса приходится находить в форме компромисса. Такому компромиссу для залов свыше 2000 м3 соответствует время реверберации 1,7-1,8 сек, в области частот 500-1000 Гц. В применении к залам объёмом менее 2000 м3 для ориентировочной оценки можно пользоваться эмпирической формулой (7):

Формула 7(7)

Флаттер (порхающее эхо) — акустический эффект, возникающий в больших помещениях (длиной 25 и более метров), когда между двумя параллельными не звукопоглощающими поверхностями (две параллельные стены, потолок и пол) находится источник звука. В результате многократного отражения в точке приема звук периодически усиливается, а на коротких импульсных звуках, в зависимости от частотных компонент эха и интервала между ними, приобретает характер дребезга, тресков, ряда последовательных затухающих сигналов и т.п.

Бороться с этим негативным явлением можно двумя способами:

  1. избегать больших параллельных плоскостей
  2. делать, по крайней мере, одну из них звукопоглощающей

Конструктивные решения и примеры применения

ТермоЗвукоИзол® позволяет легко и в кратчайшие сроки решать вопросы оптимизации времени реверберации и эффективно бороться с порхающим эхом путём создания дополнительного звукопоглощения с различными коэффициентами.

Исследования, которые проводились лабораторией акустики ТТЦ «Останкино», а также Концепция №8 легли в основу ряда очень эффективных и несложных конструкций.

В Таблице №7 приведены некоторые результаты этих исследований и схемы элементов таких конструкций.

На Фото №12 показан пример реального применения материала ТермоЗвукоИзол® для улучшения акустических характеристик приспособленного зала одной из студий аудио и видеозаписи.

Фото 12

Фото №12

Пример применения материала ТермоЗвукоИзол® для улучшения акустических характеристик зала, приспособленного для организации студии аудио и видеозаписи

На Фото №13 показан потолок Универсального спортзала (УСЗ) ЦСКА (г. Москва) с акустическими экранами из материала ТермоЗвукоИзол®.

Применение в этом зале акустических экранов (на потолке и стенах) из материала ТермоЗвукоИзол® позволило:

  • снизить время реверберации более чем вдвое при относительно малых затратах
  • осуществить все работы в течение одного месяца силами звена рабочих в количестве 4-х человек

Сравнительные экономические расчёты показали, что для достижения того же эффекта с помощью других известных материалов, в том числе импортного производства, потребовалось бы затратить минимум в три раза больше денежных средств и времени.

Фото 13

Фото №13

Акустические потолочные экраны из материала ТермоЗвукоИзол® в УСЗ ЦСКА (г. Москва)

Выписка из протоколов измерения коэффициентов звукопоглащения материала ТермоЗвукоИзол® (ТЗИ) толщиной 14мм в составе разных конструкций

Таблица N7
Краткое описание конструкции Схема конструкции Коэффициенты звукопоглощения в октавных полосах частот, Гц
125 250 500 1000 2000 4000
один слой ТЗИ без относа   0.06 0.11 0.21 0.42 0.78 0.97
один слой ТЗИ на относе — 50 мм   0.14 0.20 0.29 0.46 0.80 0.97
драпри из одного слоя ТЗИ на относе — 50 мм   0.62 0.80 0.90 0.92 0.94 0.97
два слоя ТЗИ в виде провисающих кулис   0.38 0.50 0.62 0.87 0.91 0.97
один слой ТЗИ в виде провисающих кулис   0.25 0.33 0.38 0.60 0.80 0.97

Смотрите также:
Термозвукоизол: звукоизоляция дома, квартиры, комнатТермозвукоизол применение для звукоизоляции помещений
Офис в Москве:
109029, г. Москва, ул. Смольная, 24А, +7 (495) 767-14-07

Производство:
Адрес производства Адрес производства
Телефон: Телефоны производства, Телефоны производства
Факс: Телефоны производства
Написать письмо.
Все описанные в настоящем интернет сайте концепции либо являются «ноу-хау» объединения «Корда», либо защищены патентами РФ. Использование их в любом виде допускается только с письменного согласия руководства объединения «Корда».
Патент РФ на полезную модель N57145 - материал ТермоЗвукоИзол® это интересно знать